Из истории Абхазии

Важнейший капитал нации - нравственные качества народаН.Г. Чернышевский

После выпуска первого номера Российского миротворца  в редакцию стали приходить письма с просьбами рассказать о культуре Абхазии, нравах и обычаях абхазского народа. Учитывая интерес к этому вопросу, мы открываем рубрику, посвященную истории земли, на которой нам всем посчастливилось находиться.

Абхазия, как и любая другая страна, - это неразрывное единство народа, его культуры и окружающей "этноприроды". Абхазская традиционная культура - это целостная система, восходящая к ранним общественным институтам. Ее основные принципы - гостеприимство, почтительное отношение к старшим, героизм, понятие о чести, совести - отражают собой вечную и труднейшую проблему человека, развития его этических норм, художественных вкусов, эстетических ценностей. Касаясь военного аспекта, можно сказать, что главнейшими объектами войн для абхазов являлись скот и пленные. Пленные, если за них не получали выкуп, продавались или превращались в слуг или рабов. Для выкупа пленных абхазы широко практиковали систему заложничества (ашас). В качестве залога нередко фигурировали люди.

Вплоть до второй середины XIX века почти весь народ был вооружен. Совершеннолетие определялось возрастом, когда юноша был способен носить оружие. Вооруженные набеги являлись источником богатства, славы. В одном документе XIX века говорится о фамильных союзах абхазов: "Главная обязанность, лежавшая на всех членах союза, заключалась в исполнении военной повинности. Каждый должен был, в случае надобности, явиться с оружием для защиты общей безопасности и действий против общих врагов".Превыше всего у абхазов издревле ценилось оружие. Оно являлось постоянной принадлежностью и предметом особой гордости мужчины. Считалось недопустимым обезоруживание или оставление оружия противнику. Население находилось под вечным страхом нападения и угона животных, которых приходилось отбивать в кровавых вооруженных схватках. По дорогам Абхазии рыскали разбойничьи шайки и искатели приключений. Они прятались в лесах, устраивали засады, путников грабили, убивали или угоняли в плен. Вот почему абхазы никогда не расставались со своим оружием.Набеги считались геройством. Храбрость и бесстрашие превозносилось превыше всего. Заслуживает быть отмеченной и такая деталь: у абхазов разодранные полы черкески считались похвальным показателем того, что носитель ее - бывалый воин, боевой мужчина. Помимо одиночных и небольших групповых нападений, горцы нередко предпринимали целые военные экспедиции. Некоторые из таких выступлений носили серьезный характер и заранее тщательно подготавливались. Абхазские воины неутомимы в пути, легко могли проехать сотню километров в день по бездорожной стране, до пятидесяти километров пешком, довольствуясь при этом ничтожным количеством провизии. Когда ожидалось нападение, абхазы сзывали к себе на помощь воинов из соседних деревень. Часть воинов устраивала засаду в местах, откуда должен был появиться враг. Остальные в ожидании неприятеля оставались в деревне, из которой заблаговременно вывозили женщин, детей, стариков. Караульные свободно пропускали врага, и последний, не зная о засаде, попадал меж двух огней. Следует отметить строго соблюдавшуюся неприкосновенность парламентеров: лица, уполномоченные одной из сторон для ведения переговоров с другой, не могли быть ни задержаны, ни убиты.

Существовал древний термин для обозначения колонн, из которых состояло войско - "амцахара", что в переводе означает, примерно, "родовые огни". По сути "амцахара" представляет собой отдельную войсковую часть, состоявшую из воинов, принадлежавших к одной родственной группе.Абхазы основательно готовились к походам. Одежда абхазского воина состояла из бурки, башлыка и полушубка, двух-трех пар обуви из сыромятной воловьей кожи и теплых войлочных или суконных носков. Каждый воин в походе сам нес на себе провизию: пшено, копченое мясо, сыр, соль с перцем и тесто, вареное на меду. Абхазы не имели обыкновения запасаться провиантом на длительный срок. Если военные действия происходили на земле дружественного племени, это племя обязано было кормить своих защитников как гостей. В общих походах абхазы подчинялись своим князьям или опытнейшим в военном деле лицам. Предводители именовались "апыза" или "ацвымш", что в переводе означает "счастливый бык". Апыза должен был находиться впереди отряда, осуществляя общее командование, по бокам - его ближайшие соратники, а остальные дробились на несколько групп, неотступно следовавших за вожаками. Во время привала ночью выставлялись караульные. В бою абхазы действовали врассыпную, на закрытой и пересеченной местности - преимущественно пешими. Скрываясь за деревьями, камнями, кустами они стремились подавить противника огнем своего оружия, потом если была надежда на успех, бросались в рукопашный бой с шашками или саблями.

В целом, жизнь и сознание абхазов были проникнуты военным духом. Подготовка храброго и выносливого воина была одной из первейших задач воспитания подрастающего поколения. Все мужчины с детства были прекрасными наездниками и стрелками. Ходить без оружия и обезоружить человека считалось унижением или оскорблением. Также неприкосновенным считался конь абхаза. Всадник принимал за личную кровную обиду, если кто-то ударил его лошадь или даже задел плетью ее ухо.О том, какую роль в жизни абхаза играет его боевой конь и в целом о всадническом этикете, мы подробно расскажем в следующем номере.Евгений Карпенко