Кто виноват в крушении Боинга "Малайзийских авиалиний"?

В настоящее время тема крушения Боинга "Малайзийских авиалиний" является предметом активных дискуссий и острой полемики на международной арене, в СМИ и в обществе. Однако все это не дает четкой картины катастрофы. Поэтому очевидно, что без специалистов в данной области здесь не обойтись.

"Российский миротворец" побеседовал на эту тему с военным экспертом Лузаном Александром Григорьевичем, бывшим заместителем начальника войск ПВО сухопутных войск ВС СССР, генерал-лейтенантом в отставке, доктором технических наук, лауреатом государственной премии России.

По его мнению, для оценки авиакатастрофы необходимо дать возможность специалистам изучить обломки и место крушения самолета. При этом данных, которые приводятся в средствах массовой информации, недостаточно для каких-либо серьезных выводов.

Эксперт считает, что существуют две версии катастрофы. Первая связана со штурмовиком Су-25, который шел по тому же курсу, что и "Боинг". "Однако высота 10 000 метров для Су-25 - это его динамический потолок, и он все время на ней следовать не может, а способен находиться на данной точке короткий промежуток времени. Он шел позади "Боинга" на расстоянии 4-6 километров. Для пушки это большое расстояние. Скорее всего, могла быть применена тепловая ракета Р-60. Она должна была поразить один из двигателей. Однако этого не произошло, и развалился сам самолет. Поэтому такая версия представляется маловероятной", - отметил Лузан.

Вторая версия - Боинг мог быть сбит зенитно-ракетной системой наземного базирования "Бук-М1", которая находились в районе крушения.

"Украинские специалисты применяли такие комплексы в реальных боевых условиях на стороне Грузии в августе 2008 года. Об этом много говорилось. В данном конкретном случае могли иметь место и преднамеренный пуск, и простая халатность. Украинские войска ПВО проводили в то время учения. Возможно, Су-25 имитировал воздушную цель. А наземные противовоздушные системы могли перепутать "Боинг" и штурмовик, в результате "захватив" более крупный объект. Однако сам комплекс "Бук-М1" располагает системой распознавания типа цели. Поэтому обученный расчет должен был увидеть не тактическую цель, а стратегическую – "Боинг-777". Вместе с тем по неопытности на это могли не обратить внимания. Кроме того, "Бук-М1" может действовать и автономно с использованием средств целеуказания, которыми располагает украинская армия, или по наводке днепропетровских диспетчеров, подконтрольных местному губернатору Игорю Коломойскому", - считает эксперт.

Особый акцент Лузан сделал на том, что Россия уже около 10 лет не располагают комплексами "Бук-М1" с ракетой 9М38. В РФ на вооружении находятся системы "Бук-М1-2" с ракетой 9М317. В связи с этим он предполагает, что к авиакатастрофе "Боинга" Малайзийских авиалиний могли быть причастны вооруженные силы Украины или Национальная гвардия при поддержке губернатора Игоря Коломойского, цель которых состояла в интернационализации конфликта и создания повода для ввода контингента НАТО на Украину.

Однако, по мнению военного эксперта, доказать это будет очень сложно, так как Киев активизирует боевые действия на юго-востоке Украины, не позволяя экспертам приступить к работе. Совпадение или злой умысел? Ответ пока скрыт в пожаре войны.