Так сбит или не сбит?

Интервью с Юрием Васильевичем Соловьевым, генерал - полковником запаса, бывшим командующим Командованием специального назначения (Московским округом ВВС и ПВО) с 2002 по 2008 годы.

- Юрий Васильевич, в целом как вы оцениваете ситуацию вокруг крушения Боинга рейса МН-17 "Малайзийских авиалиний", можно ли сейчас говорить о каких-либо версиях? И что нужно, для того, чтобы давать квалифицированные экспертные оценки?

- Сейчас однозначно не скажешь, что произошло. Для этого должна работать международная комиссия по расследованию авиационного происшествия. Всегда рассматривают следующие факторы: человеческий, погодные условия, техника и внешнее воздействие. Здесь нужно рассматривать в комплексе всю ситуацию. Говорить о том, что его сбили, сейчас тяжело. Для этого необходимо провести тщательное расследование. Дешифровка "черных ящиков" ничего не даст, если на последней секунде полета, который записывал внешние и внутренние переговоры, не прозвучит возглас летчика, командира или правого летчика о том, что это ракета или самолет.

- Эти данные пока не обнародованы?

- Да, они официально не обнародованы. Кроме этого, нужно внимательно изучить всю диспетчерскую информацию, то есть по гражданской линии, как осуществлялся контроль и обмен информацией между летчиками и диспетчерами на земле. Когда самолет упал, он находился в 51 километре от государственной границы с Россией. То есть самолет был на рубеже передачи управления от зонального центра "Днепропетровск" зональному центру "Ростов". Российскому центру еще не было передано управление воздушным объектом. Эту информацию надо смотреть.

- А сейчас есть какие-либо сведения о диспетчерской линии?

- Их нет, эти данные тщательно скрывают.

- Украинская сторона?

- Конечно. Необходимо изучить радиолокационную информацию гражданских секторов, которые сопровождали Боинг. Сегодня все подобные самолеты оборудованы спутниковыми навигационными системами, местоположение которых в режиме реального времени фиксируется диспетчерами. Кроме этого, существуют трассовые радиолокаторы, которые "ведут" летательный аппарат.

- А Украина располагает такими локаторами?

- Да, у них они есть. И они обязаны обнародовать эти данные. Существуют военные зональные центры, которые совмещены с гражданскими, а также радиотехнические войска как на Украине, так и в России. Этот регион густо заселен, поэтому должны быть свидетели авиакатастрофы. В ходе расследования необходимо также провести экспертизу тел погибших и обломков самолета.

Отсюда можно сделать вывод, что было какое-то воздействие, я даже не исключаю, что оно было внутренним. Все говорят, что его сбили. А вы не исключаете того, что заложили бомбу и взорвали ее в заданном месте и в заданное время? Вместе с тем, пока комиссия не изучила обломки самолета, однозначно утверждать это нельзя. По фрагментам можно определить, взрыв произошел изнутри или снаружи.

- Как, на ваш взгляд, выглядит версия о поражении самолета комплексом "Бук", и кто располагал такими возможностями?

- Пока сложно точно сказать, но у ополченцев таких средств не было. По данным Генерального штаба России, там находилось несколько комплексов "Бук" вооруженных сил Украины.

- В связи с этим теоретически украинские войска на учениях могли поразить Боинг?

- Помните российский самолет ТУ-154, сбитый над Черным морем зенитно-ракетным комплексом С-200? Высота пораженного судна составляла как раз 10 тысяч метров.

- То есть уровень подготовки украинских военнослужащих сейчас низкий?

- Да, он находится на невысоком уровне.

- Существует также версия о том, что штурмовик ВВС Украины мог поразить Боинг.

- По нашим данным, в непосредственной близости от Боинга находился еще один воздушный объект. Однако пока сложно сказать, была ли это ракета класса "земля-воздух" или "воздух-воздух". Нужно обследовать обломки самолета и осколки на месте крушения, к которому доступа до сих пор нет.

- Американская сторона использует данные со снимков со слабым разрешением, которые якобы свидетельствуют о применении комплекса "Стрела-10" или "Бук".

- "Стрела-10" на 10 тысяч метров не стреляет, максимум 3500 - 5000 тысяч метров. А вот ракеты комплекса "Бук" имеют более высокую поражающую способность.

- У многих возникает вопрос, почему бортовые самописцы расшифровываются в Великобритании?

- Это решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) и авиакомпании "Малайзийские авиалинии", но при этом должны присутствовать все члены ICAO. Кстати, по поводу "черных ящиков". Данные с них должна иметь корпорация "Боинг", а также авиакомпания "Малайзийские авиалинии".

- Складывается впечатление, что процесс расследования крушения Боинга затягивается.

- Да, это делается специально, чтобы, например, расстрелять обломки самолета или подбросить поражающие элементы. Возможны варианты.

- Спасибо, будем ждать результатов расследования.