Претензии по поводу военного присутствия должны быть адресованы не к России

Об усилении военного потенциала стран НАТО в Восточной Европе и его влиянии на украинский кризис "Российскому миротворцу" рассказал главный советник-руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, профессор Российской Академии военных наук Владимир Козин.

Российский миротворец: Как Вы оцениваете с точки зрения региональной безопасности увеличение военного потенциала стран НАТО и США в Европе?

Владимир Козин: Воспользовавшись военно-политическим кризисом на Украине, ведущие страны НАТО во главе с США и их союзники в Южной и Восточной Европе по признанию нового генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга в пять раз увеличили свою военную активность в этом обширном регионе, который находится в непосредственной близости от Российской Федерации.

Развернуты тяжелые вооружения, дополнительные сухопутные войска США и их союзников по трансатлантическому блоку, увеличилось количество боевых самолетов и тяжелой военно-транспортной авиации, на постоянную основу переведена операция ВВС 15 стран НАТО под кодовым названием Baltic Air Policing ("Балтийское воздушное патрулирование"), которая с марта 2004 года проводится в небе Латвии, Литвы и Эстонии, созданы командно-управленческие структуры по использованию Сил быстрого развертывания и управления воздушным движением в этой части Европы. В воздушном пространстве Румынии и Польше на боевое дежурство вышли самолеты ДРЛО "Авакс".

Не прекращаются работы по завершению строительства американского оперативного противоракетного комплекса стратегического назначения на румынской ВВБ "Девеселу", готовится строительная площадка под сооружение аналогичного комплекса в Редзиково под Слупском на севере Польши.

Частыми "гостями" в водах Баренцева, Балтийского и Черного морей стали боевые корабли УРО ВМС США, оснащенные высокоточным оружием и противоракетными средствами.

"Уже сейчас на внешних границах выполняется больше патрульных полетов, мы перемещаем через Восточную Европу все больше военных подразделений. Каждый второй день НАТО проводит новые учения. И мы повышаем готовность наших Сил быстрого реагирования", – признал Йенс Столтенберг.

С военно-политической точки зрения ничем реально не обоснованное увеличение военного потенциала стран НАТО и США в Европе не способствует укреплению безопасности в этом густонаселенном регионе. Наоборот, эти действия ведут к подозрительности, ослаблению доверия между расположенными здесь государствами и к возврату к качественно новой "холодной войне", которую инициировало нынешнее американское военно-политическое руководство с полного согласия многих европейских государств. Такие военные приготовления нарушают многие международные договоренности, которые появились вскоре после официального окончания "холодной войны" номер один в ноябре 1990 года, что было специально зафиксировано в "Парижской Хартии для новой Европы".

Как это влияет на украинский кризис?

Все это ведет к затягиванию справедливого решения украинского кризиса, основу которого составляет политика масштабного геноцида нынешних киевских лидеров против мирного населения Донбасса. В наращивании военного присутствия США и стран Североатлантического союза в этой части Европы ультранационалистическое руководство Украины видит сильную поддержку своей антигуманной линии в данном регионе, где уже погибло свыше 5 тысяч и получили ранения более 10 тысяч мирных граждан, а также с помощью тяжелых видов вооружений разрушено 65% жилого фонда Донецкой и Луганской Народных Республик.

Что Вы думаете по поводу обеспокоенности НАТО в связи, как сообщают в альянсе, со "стягиванием" подразделений вооруженных сил России в Крым?

Ответил бы словами из известной басни Ивана Крылова: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться". А если без цитирования литературных произведений, то следует заметить, что вооруженные силы любого государства имеют полное право находиться на своей собственной территории.

Кроме того, располагая свои вооруженные силы в Крыму и определяя их рациональный состав и численность, Российская Федерация не может не учитывать два немаловажных фактора объективного характера. Фактор первый: милитаристско-реваншистские заявления Киева о готовности "вернуть" себе Крым и окружить его по периметру сухопутной границы избыточной военной группировкой. Фактор второй: по сути постоянная "прописка" ВМС США и их союзников по НАТО в Черном море, которое Вашингтон пытается и самостоятельно, и при содействии нынешних пронатовских украинских властей превратить в "американско-натовское озеро". В черноморскую акваторию регулярно, сменяя друг друга, заходят американские корабли, а также корабли Первого постоянного оперативного соединения ВМС НАТО в Средиземном море, которое в соответствии с его мандатом призвано обеспечить борьбу с актами пиратства совершенно в другом месте – а именно, в северной части Индийского океана и Аравийского моря. Но это соединение почему-то вдруг стало проявлять повышенный интерес к посещению Варны и Констанцы, Одессы и Батуми, а также к проведению военно-морских учений агрессивной направленности у берегов России.

Претензии по поводу "военного присутствия" должны быть адресованы не к России, а к Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО. Им следует дать ответ на простой вопрос: почему они сосредотачивают значительные военные потенциалы вдали от своей территории и постоянно держат силы "передового базирования" на 150 военных базах вокруг Российской Федерации, в том числе значительные ядерные и обычные сухопутные, военно-воздушные, военно-морские и противоракетные силы и средства? Такие силы должны быть выведены из других стран, коль скоро в столицах многих государств союза "трансатлантической солидарности" постоянно говорят о необходимости укрепления безопасности и сохранения стратегической стабильности в мире.