Таджикский конфликт

История и начало конфликта.

 До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.

 Первые партийные кадры Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане. В 1937 году первое революционное таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла лишь после 2-ой мировой войны. Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести "грамотную" кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев. Куляб, самый южный регион страны, не подвержен мусульманскому консерватизму, быстро воспринял новые ценности, но его представители всегда довольствовались второстепенными ролями в партийном руководстве, а сам регион всегда был одним из беднейших.

 Памирцы - жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - имеют отличные от других регионов Таджикистана этнос, культуру, язык и у них нет ортодоксальной религиозности. Наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. Развал СССР сопровождался разрушением экономики республики, которая ранее подпитывалась из союзного бюджета. После распада Советского Союза "табель о рангах" дал первую трещину, южные таджики заявили о своих правах. С 1990 г. началось противостояние между властями и нарождающейся оппозицией, но отсуствие единого лидера и межрелигиональные противоречия не позволили объединить народ. В феврале 1990 г. в результате массовых беспорядков в Душанбе погибли 22 человека. С начала конфликта идеология обслуживала междоусобную войну. Южане использовали исламскую и демократическую политическую терминологию, в основе которой все же лежала идея национального возрождения, на севере Ленинабад правил под красными знаменами. Оппозиционые силы были разнородны по своему составу и, соответственно, по устремлениям. С одной стороны, приверженцы в той или иной степени либерально-демократической ориентации, с другой, исламисты, часть которых не скрывала, что их цель - превращение страны в исламское государство, по образу и подобию Ирана. На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом.

 Исламские и демократические движения получили поддержку в горных районах Памира на востоке и в районе Курган-Тюбе на юге, на границе с Афганистаном. Кулябцы и промышленно развитый северный район встали на сторону номенклатуры. Русские и узбеки активного участия в политических разборках не принимали. Многолетняя вражда между памирцами и кулябцами с началом политической борьбы привела к тяжелому кровавому конфликту. Своеобразие противостояния в Таджикистане в том, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующей одну и ту же религию. Верующие таджики - мусульмане-сунниты, припамирские таджики - исмаилиты (ветвь шиизма, отвергающая всякий фундаментализм). Особую пагубную роль сыграл специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы. Ключевая проблема конфликта Противоборство с оппозицей - это все же производная от главной проблемы. На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.

Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств. Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция. Москва пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.

Наихудший вариант развития - "афганизация" Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем соседа. События в Таджикистане в 1990-1997 годах 29 ноября 1990 г. в Таджикистане впервые введен пост президента. 30 ноября 1990 г. первым президентом Таджикской ССР избран К. Махкамов. На организованных оппозицией многочисленных митингах в августе 1991 года выдвигались требования: отставка президента, роспуск компартии, пересмотр закона о запрещении исламской парии возрождения, принятого в 1990 г. и др. 31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР обсуждался вопрос о политической ситуации в республике и позиции руководства республики в связи с государственным переворотом в СССР. Депутаты ВС солидаризировались с оппозицией и выразили недоверие президенту К. Махкамову, и он подал в отставку. 9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан. 10 сентября 1991 г. был принят закон "О выборах Президента Республики Таджикистан" и 24 ноября 1991 г. президентом был избран Рахмон Набиев. В конце марта 1992 г. многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении. К концу апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка. В мае 1992 г. внутри правительства наметился раскол. Лидеры оппозициии поставили вопрос о создании временного коалиционного правительства.

 В рамках оппозиции доминирующее положение заняла Исламская партия возрождения. Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган-Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом. К концу лета митинговое противостояние переросло в кровавые столкновения между противоборствующими группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост. Политическая борьба из Душанбе переместилась в провинцию. Вооруженное противоборство началось в областном центре Курган-Тюбе, где во время митинга перед зданием облисполкома столкнулись две вооруженные группировки, что привело к многочисленным человеческим жертвам. В Курган-Тюбе боевые действия привели к применению артиллерии и танков.

По заявлению российских официальных лиц использованные в ходе столкновений танки были захвачены на базах российских войск. С июня по сентябрь 1992 г. в результате гражданской войны было убито 2 тысячи человек и 200 тысяч таджиков стали беженцами. Было разрушено более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ и детских садов. Верховный Совет Таджикистана на своем заседании 26 ноября 1992г. принял Обращение к политическим партиям, движениям и объединениям, ко всем гражданам республики с призывом объединить свои усилия для немедленного прекращения братоубийственной войны и соблюдать следующие принципы: - исключить силовое давление как во взаимоотношениях между собой, так и с органами власти; - разрешать любые противоречия и конфликты только за столом переговоров; - разоружить и распустить незаконно созданные вооруженные формирования; - прекратить любые формы связи и сотрудничества с преступными элементами и группировками; - отказаться от любой пропаганды насилия - физического и духовного, любой формы шантажа, включая политический рэкет; - признавать и уважать мировоззренческий, религиозный, идеологический и политический выбор человека как неотъемлемое право личности; - выступать за единую и неделимую республику, за демократический, светский Таджикистан и др. Предложенные парламентом принципы свидетельствовали о его желании решать существующие проблемы цивилизованными методами на основе законов, признания существующих реалий, то есть наличия политических партий, движений, различных мировоззрений. Верховный Совет республики принял также ряд конкретных решений, призванных защищать права и свободы граждан, обеспечить возвращение беженцев в места постоянного проживания независимо от их политической и идеологической ориентации, национальности и религиозных убеждений, региональной принадлежности. Исходя из сложившейся ситуации, с целью защиты мирного населения и жизненно важных объектов от террористических и диверсионных акций, в интересах мира и правопорядка в Таджикистане Верховный Совет обратился к руководителям стран СНГ - участникам Алма-атинской встречи с просьбой направить в Таджикистан свои миротворческие силы, которые совместно с 201-й российской дивизией, дислоцированной в Таджикистане, могли бы выступать гарантом поддержания мира и стабильности в стране, которая являлась полноправным членом Содружества. Верховный Совет Республики Таджикистан дал возможность выступить на сессии и представителям оппозиции, полевым командирам и принял чрезвычайно важный Закон об освобождении от уголовной, дисциплинарной и административной ответственности лиц, совершивших преступления в период с 27 марта по 28 ноября 1992г. в зонах вооруженных конфликтов. Сессия также упразднила должность президента государства. Таджикистан был объявлен парламентской республикой. Председателем Верховного Совета был избран Эмомали Рахмонов, являвшийся до этого председателем одного из комитетов Верховного Совета. Все эти меры, предпринятые Верховным Советом, а также введение миротворческих сил России, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана создали условия и предпосылки для прекращения гражданской войны и установления мира в стране. Однако мир не сразу пришел на многострадальную землю Таджикистана.

 Оппозиционные правительству, избранному XVI сессией Верховного Совета, силы внутри страны и с территории Афганистана продолжили борьбу, в том числе и вооруженную, против официальной власти. Такие действия не только обостряли ситуацию на таджикско-афганской границе, приводили к многочисленным жертвам как среди мирного населения, так и среди пограничников, но и создавали опасную ситуацию для других стран СНГ. 7 августа 1993г. вопрос о нормализации ситуации на таджикско-афганской границе был специально обсужден на совещании глав государств России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, которое состоялось в Москве. На совещании главами государств были приняты "Заявление о мерах по нормализации обстановки на таджикско-афганской границе", "Декларация о неприкосновенности границ", а министрами иностранных дел этих стран - Обращение к Генеральному секретарю ООН Б.Бутросу Гали. Во всех этих документах выражалась озабоченность складывающейся ситуацией на границе. Подчеркивалась приверженность участников совещания политическому урегулированию проблемы. В то же время главы государств, как это нашло свое отражение в Заявлении и Декларации, руководствуясь основополагающими документами СНГ и двусторонним соглашениями с Республикой Таджикистан, решили рассматривать таджикско-афганскую границу как часть общей границы СНГ, а также оказать Таджикистану дополнительную военную, экономическую и гуманитарную помощь. 27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления. Однако в конце 1992 года "исламско-демократическое правительство" пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан.

 Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая "кулябизация", вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабедцев. Общий ущерб, нанесенный национальной экономике за два года в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей, превысил 500 млрд. руб. Из общей численности таджиков в 3,5 млн. человек, таджикский народ потерял в гражданской войне 100 тыс. человек. В настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев проживают в государствах СНГ, а 60 тыс. - в Афганистане. 21 июня 1993 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики приняла решение о запрещении деятельности Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения "Растохез", общества "Лаъли бадахшон". В определении суда подчеркивалось, что материалами дела полностью доказана виновность оппозиционных партий и движений в нарушении собственных программ и уставов, попытке насильственного свержения конституционного строя в республике, взятии в заложники народных депутатов, разжигании межнациональной и этнической розни, приведшей к гражданской войне и тысячам жертв среди мирных жителей, а также в создании военизированных формирований.