Пока США бездействуют, ОДКБ принимает конкретные меры

10.02.2020 18:37

Выступая 30 января на пресс-конференции в информагентстве «Россия Сегодня», начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров отметил, что Афганистан остается основным источником угроз безопасности стран Центральной Азии. В республике стремятся найти убежище боевики, принимавшие участие в конфликтах в Сирии и Ираке. По словам Сидорова, опасность также представляет террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), которая достигла большого влияния в юго-восточных афганских провинциях.

Однако в ходе визита в Душанбе 6-7 января помощник Государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс заявила, что «ИГ больше не будет угрозой для Таджикистана и других стран региона». По ее словам, это гарантируют удары американских войск по позициям боевиков в Афганистане. В то же время в Госдепартаменте высказывают опасения, что «нестабильность в Афганистане может негативно сказаться на стабильности стран всего региона».
15 января специальный генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана Джон Сопко в докладе Конгрессу указал на то, что деятельность американских военных в республике, наоборот, привела к росту активности радикальных движений, в частности «Талибана» (террористическая организация, запрещена в РФ). Он отметил превышение полномочий и некомпетентность американских военнослужащих, а также слабое знание ими местных реалий, преувеличение успехов и умалчивание о допущенных ошибках в официальных отчетах для Конгресса и президента США. «У нас полно коррупции и некомпетентности, и это наносит серьезный ущерб афганским войскам», – добавил Сопко.

На фоне продолжающейся миссии НАТО в Афганистане ситуация с безопасностью в регионе только осложняется. По мнению ряда аналитиков, рост насилия и исламизация местного населения связаны с низкой эффективностью антитеррористической деятельности американских военных. Директор проекта в сфере вооружений и безопасности Центра международной политики США Уильям Хартунг отмечает, что американский подход к решению проблемы терроризма является «крайне милитаризированным, что в корне не верно».

Присутствие американских военных в Афганистане не улучшило благосостояние мирных жителей. А планируемый США вывод войск может усугубить гуманитарную ситуацию в регионе и актуализирует проблему безопасности в соседних государствах. По словам Сопко, американская сторона изначально была не готова к осуществлению задачи по восстановлению республики. Таким образом, этот вопрос придется решать другим региональным игрокам, которые заинтересованы в недопущении распространения радикальных идей на своей территории.

«Уход США может стимулировать противостояние между различными политическими силами в Афганистане, в том числе и на почве межэтнической розни на севере страны. Помимо этого, уход американцев и возможный приход к власти «Талибана» (в коалиции с другими силами или же как основная политсила) сделает более актуальным вопрос о присутствии на территории республики ряда джихадистских группировок, в том числе ИГИЛ и Исламского движения Узбекистана. Если начнется процесс выдавливания из Афганистана этих сил, то Центральная Азия может столкнуться с угрозой попыток вторжения террористических организаций», – подчеркивает киргизский эксперт Айбек Султангазиев.

Кроме того, по данным ООН, руководящие должности в экстремистских группировках все чаще занимают выходцы из центральноазиатских республик. Например, новым главой ИГИЛ стал туркмен Амир Мухаммед Абдул Рахман аль-Мавли аль Сальби. В данном контексте особую важность приобретает заявление, сделанное по итогам встречи секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева и нового генсека ОДКБ Станислава Зася, о формировании единого списка террористических организаций и разработке модельного закона для стран ОДКБ об информационном противодействии терроризму и экстремизму.

Это позволит спецслужбам государств–членов организации вывести взаимодействие в области безопасности на новый уровень и устранить законодательные пробелы в вопросе признания террористических группировок незаконными. Вероятно, не входящие в состав ОДКБ Узбекистан и Туркмении могли бы присоединиться к реализации данных инициатив. Тем более что военно-политический блок предлагает разные форматы сотрудничества — помимо постоянного членства, статус партнера или наблюдателя. Сопряжение усилий по антитеррористической повестке было бы выгодно всем странам Центральной Азии. А в условиях ухудшения обстановки в Афганистане наличие у Ташкента и Ашхабада возможности оптимального выбора взаимодействия с коллегами из региона становится преимуществом для участия в решении общих проблем.