На грани износа

05.01.2020 14:05

Москва и Киев вошли в 2020 год с новым транзитным договором. Пакетное соглашение о прокачке российского газа было подписано 30 декабря. Предыдущий газовый контракт был заключен в 2009 году и действовал 10 лет. Стороны договорились сохранить транзит сроком на пять лет. Минимальный объем прокачки газа составит 65 млрд. куб. м газа в 2020 году и по 40 млрд. куб. м ежегодно в период с 2021 по 2024 годы. 

 Для заключения нового договора Газпром и Нафтогаз Украины пошли на мировую. В частности, Нафтогаз отказался взыскивать с Газпрома порядка  $7 млрд., которые, по мнению Антимонопольного комитета Украины, российский концерн должен был заплатить за якобы нарушение контракта  с Нафтогазом по причине сокращения транзита «голубого топлива». Помимо этого, Киев пообещал отозвать новый иск к Газпрому на $12 млрд., который был подан в Стокгольмский арбитраж в ноябре прошлого года. Газпром, в свою очередь, согласился выплатить Киеву $2,9 млрд. по решению Стокгольмского арбитража за недопоставку российского газа через украинскую газотранспортную систему в ЕС.

Именно этот факт стал причиной откровенного ликования – как  в украинской, так и западной прессе. Интернет-ресурс Диалог.UA назвал газовую сделку Москвы и Киева «величайшим поражением Кремля», отметив, что «еще недавно РФ категорически отказывалась идти на подобные уступки Украине». Агентство Блумберг прокомментировало ситуацию следующим образом; «Украина всегда была для России не просто неудобным партнером, а противником, и поэтому строительство новых газовых маршрутов в обход Украине превратилось для Кремля в геополитическую необходимость».    Вместе с тем, выплата Нафтогазу $2,9 млрд. не помешала Газпрому  в ходе подписания соглашения реализовать куда более важные стратегические задачи. В частности, значительно сократить объемы «голубого топлива», прокачиваемого через территорию Украины. Это позволило концерну нарастить объемы газа для строящихся трубопроводов (включая Северный поток-2 
и Турецкий поток), а также превратить украинский маршрут в резервный. 

 А вот для Украины эту ситуацию выигрышной, увы, не назовешь. Объемы перекачки российского «голубого топлива» через ее газотранспортную систему сокращаются. Если в 2018-2019 годах они составляли порядка 90 млрд. «кубов», то в 2020-ом эта цифра может снизиться уже на треть. Так, уже в первый день нового года транзит российского газа через территорию Украины упал в 5, 3 раза по сравнению со средними показателями декабря прошлого года. Еще месяц назад его объем составлял в среднем 260 млн. куб. 1 января этот показатель снизился до 49, 3 млн., а второго - до 38, 8 млн. Новый украинский оператор ГТС («ГТС Украины») от комментариев пока воздерживается.

Между тем старший научный сотрудник украинского института стратегических исследований (НИСИ) Андрей Каракуц считает, что основной причиной, по которой Украина не способна обеспечить газовые поставки в полном объеме, является крайняя степень изношенности ее ГТС: «3,2 тыс. км магистральных газопроводов уже находятся в аварийном состоянии, так как уже давно исчерпали свой технический ресурс из-за неоднократного продления срока их эксплуатации и откладывания капитального ремонта».

Действительно, украинская ГТС нуждается в серьезной модернизации. Так, специалисты международной консалтинговой фирмы Mott MacDonald подсчитали, что Украине необходимо вкладывать в модернизацию собственной ГТС порядка 4,8 млрд. долл. за семь лет (примерно 686 млн. долл. в год). 

В свою очередь, ведущий аналитик государственной компании TeleTrade Марк Гойхман заметил, что ГТС Украины останется прибыльной лишь в том случае, если прокачивать через нее не менее 50 млрд. голубого топлива в год. «Однако учитывая плачевное состояние газотранспортной системы страны, эти планы будет весьма сложно реализовать», – констатировал эксперт.   

«Дело в том, что у украинского правительства этих денег нет. Капитальный ремонт если и осуществляется, то за счет привлечения западных кредитов, например, на магистральном газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород» при поддержке Европейского инвестиционного банка. При текущей динамике недостатка инвестиций в ремонт ГТС, в скором времени значительно возрастет количество аварий в системе, что приведет к сбоям поставок и даже техногенным катастрофам», – именно так видит сложившуюся ситуацию Андрей Каракуц. 

Тем временем директор российского Фонда энергетического развития Сергей Пикин указывает на еще одно важное обстоятельство: «По-прежнему не урегулирован статус той части ГТС Украины, которая проходит по территории Донецкой и Луганской областей. Таким образом, во внутренних делах и во внешней политике Украины царит неопределенность. Все это вместе 
не привлекает ни иностранных инвесторов, ни российских».

В сложившейся ситуации наиболее оптимальным решением, по мнению некоторых экспертов, может стать частичная консервация украинской ГТС. По их мнению, необходимо переделать систему под внутреннее потребление и закрыть часть магистральных направлений. Однако ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев с такими кардинальными мерами не согласен. Он убежден в том, что транзитные поставки российского газа в Европу являются для ГТС Украины единственно возможным вариантом: «Дефолт и распад государства - это то, что грозит Украине, если она останется без транзита российского газа. В Киеве это прекрасно понимают. Доходы от российского газа сравнимы для Украины только с помощью от Международного валютного фонда (в этом году, например, Киев претендует на $1.9 млрд. от МВФ, да и то не факт, что получит). Такую «пробоину» в бюджете просто будет нечем закрыть».

Таким образом, вокруг Украины и плачевного состояния ее ГТС складывается действительно тревожная ситуация. В первую очередь для самой Незалежной. Несмотря на то, что Европа положительно отреагировала на подписание нового газового договора между Москвой и Киевом, поводов для оптимизма это, к сожалению, не добавило. Брюссель по-прежнему сомневается в том, что Украина сможет обеспечить надежные и бесперебойные поставки «голубого топлива» в страны ЕС – отчасти по причине изношенности своей ГТС, отчасти из-за нежелания властей Незалежной провести модернизацию системы. Если ситуация не изменится в ближайшее время, то последующие газовые контракты с Россией (равно как и статус страны-транзитера) окажутся под большим вопросом.