Зачем Вашингтон пытается «вбить клин» в российско-китайское партнерство в Арктике?

21.03.2019 17:35

В середине марта правительство РФ объявило о намерении ввести новые правила по использованию Северного морского пути – ключевой транспортной артерии российской Арктики.

Согласно документу, разработанному Правительством РФ, все иностранные суда и военные корабли обязаны уведомлять Москву о своих планах воспользоваться СМП за 45 суток до начала навигации. Москва, как утверждается, вправе отказать военному кораблю в прохождении по маршруту. Если же судно, проигнорирует этот запрет, то РФ предпримет чрезвычайные меры – вплоть до ареста или даже ликвидации нарушителя. Таким образом Москва стремится минимизировать риски судоходства по СМП из-за возникающих разногласий приполярных государств по использованию ключевой арктической транспортной магистрали.

Больше всего по поводу новых правил судоходства, введенных Россией, негодуют, конечно же, США. Вашингтон и его союзники глубоко убеждены в том, что РФ «не имеет права» диктовать в регионе свои условия», а Северный морской путь «должен быть открыт для всех участников арктического судоходства». Так, еще весной прошлого года командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт подверг жесткой критике политику России в регионе, отметив, что Москва «считает СМП собственными территориальными водами» – тогда как США рассматривают магистраль как «международный пролив, который должен стать открытым для транзитного прохода».

Затем последовало высказывание командующего ВМС США в Европе и Африке адмирала Джеймса Фогго, заявившего, что Минобороны США «не позволит России доминировать в арктическом регионе
и контролировать Севморпуть». Транспортная магистраль должна  в равной степени использоваться всеми странами Арктического совета (Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция), так как, с точки зрения командующего ВМС США, является «ничейной территорией».

В свою очередь, председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозейф Данфорт пообещал Москве, что Вашингтон «развяжет в Арктике открытый военный конфликт», который, с точки зрения американского военно-политического руководства, является «единственным вариантом борьбы за независимость региона от России». При этом следует отметить: Северный морской путь исторически принадлежит РФ и находится под ее юрисдикцией. А это означает, что только Москва вправе диктовать приполярным государствам условия международного судоходства.

Однако вопрос «свободы мореплавания» по Северному морскому пути волнует американцев меньше всего. На кону – куда более значимые геополитические интересы. Дело в том, что США крайне болезненно воспринимают любые успехи России в Арктике, не в силах признать свое значительное отставание от Москвы в вопросе освоения территорий за Полярным кругом (это и военное строительство, и создание атомных ледоколов нового поколения, и освоение нефтегазовых месторождений, и реализация крупнейших энергетических проектов, таких как Ямал-СПГ). Вопрос успешного развития Севморпути в этом свете превращается для Вашингтона в «краеугольный камень» - если Штатам удастся оспорить право РФ на использование магистрали, значит, удастся и лишить ее средств на обслуживание и развитие инфраструктуры.

Не менее важным аспектом является и «крайне опасное», с точки зрения американцев, сотрудничество России и Китая, который проявляет большую заинтересованность к СМП. Поднебесная рассматривает транспортную магистраль как дополнение к проекту сухопутного «Шелкового пути». Еще в январе прошлого года Китай объявил, что планирует активно использовать возможности Севморпути для транспортировки своих грузов на европейский рынок – в частности, уже к 2025 году КНР планирует осуществлять до 20 % своих внешнеторговых перевозок по этой морской магистрали.

Преимущества СМП очевидны - транспортная артерия способна составить конкуренцию традиционным южным маршрутам через Суэцкий и Панамский каналы. Простое сравнение: путь от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП равен семи тысячам морских миль. Через Суэцкий – на пять тысяч длиннее, а через Панамский – на все 14.

«США, естественно, пытаются максимально ограничить свободу действий Москве и Пекину, - отмечает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. - Естественно, что арктический вопрос входит в приоритетную повестку дня и для НАТО. Не исключено, что на ближайшем саммите альянса США, при поддержке Британии, будут и дальше давить на своих европейских союзников, чтобы те приняли дополнительные обязательства по расширению потенциала для противодействия России в Арктической зоне».

При всем при этом позиция КНР относительно правового статуса Северного морского пути мало отличается от американской. Пекин считает, что СМП является международной транспортной артерией и подразумевает равноправное использование магистрали приполярными государствами. Эксперты не исключают, что Поднебесная руководствуется исключительно экономическими мотивами – ведь плата за навигацию по СМП - удовольствие не из дешевых. Однако в любом случае, использование Севморпути является для китайцев более выгодным по сравнению с другими морскими транспортными коридорами.

В сложившихся условиях США пытаются «надавить» на Китай, помешав ему развивать стратегическое партнерство с Москвой. Тем более – в свете наметившегося потепления взаимоотношений двух государств. Речь идет о решении президента Соединенных Штатов Дональда Трампа отсрочить повышение торговых пошлин на китайские товары, которое должно было вступить в силу первого марта этого года. По мнению главы Белого дома, это обусловлено прогрессом в переговорах с КНР. В МИД Китая осторожно отмечают, что председатель КНР Си Цзиньпин «готов поддерживать связь с Трампом различными способами», что свидетельствует о решении государств «взять паузу» в затянувшейся торговой войне. Ее начало было положено в сентябре 2018 года, когда Трамп решил ввести торговые пошлины на товары из КНР на общую сумму в $ 200 млрд. Пошлины вводились в несколько этапов и в итоге затронули товары
на сумму в $ 250 млрд.

Можно предположить, что в условиях «экономической оттепели», возникшей между США и КНР, Вашингтон попытается воспользоваться ситуацией и вовлечь Китай в «стан своих союзников», в том числе и на арктическом направлении. Иными словами – «вбить клин» в партнерство РФ и КНР, тем самым подорвав доверие Пекина к Москве. Не исключено, что США могут задействовать китайцев в провокациях, которые намерены организовать в Арктике летом этого года – так, по крайней мере, утверждают некоторые американские СМИ, ссылаясь на анонимные источники в Белом доме.

Однако вероятность подобных инцидентов невелика. Во-первых, американские военные демонстрируют абсолютную неподготовленность к суровым арктическим условиям, их ледокольный флот значительно устарел. Во-вторых, Россия наделена как историческим, так и законодательным правом на использование Севморпути – как бы США ни пытались этот факт оспорить. И, в-третьих, тот же Китай вряд ли клюнет на приманку Вашингтона, так как не намерен терять такого надежного энергетического партнера как Москва.