По собственной глупости

19.03.2019 18:02

Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев озвучил намерение Киева допустить иностранные компании к управлению национальной ГТС  в обмен на инвестиции. Власти Украины всерьез опасаются, что в случае запуска Северного потока -2 украинская ГТС потеряет свою ценность, а, может быть, и вовсе лишится транзита российского газа, пояснил глава концерна.

«Северный поток-2 соединит российскую Усть-Лугу (морской торговый порт в Лужской губе Финского залива Балтийского моря - прим.ред) с немецким Грайфсвальдом. Мы потеряем весь транзит. Особенно учитывая то, что есть еще и «Турецкий поток», который, вероятно, будет достроен и запущен до конца 2019 года", - считает Коболев. При этом доступ иностранных компаний к управлению украинской ГТС позволит сдержать поток инвестиций в СП-2 и таким образом блокировать строительство газопровода, добавил глава Нафтогаза.

Здесь следует вспомнить встречу глав РФ и ФРГ Владимира Путина и Ангелы Меркель в августе прошлого года в Сочи. В ходе переговоров глава российского государства заявил о намерении Москвы сохранить газовый транзит через Украину. Меркель, в свою очередь, отметила, что Незалежная «не должна лишиться статуса транзитной страны для российского газа», однако с одной оговоркой – транзит должен соответствовать экономическим требованиям и быть выгодным во всех отношениях.

Однако с этим можно поспорить. Как зарубежные, так и украинские эксперты и аналитики отмечают, что национальная ГТС подходит к критической степени износа. Аварии на газопроводах происходят с завидной регулярностью, в основном – по причине разгерметизации труб, которые уже не выдерживают нагрузки. Это, в свою очередь, снижает степень интереса западных инвесторов к украинской ГТС.

«Если Киев останется без российского газа, то доходы будут нулевые. Именно поэтому он ищет любые варианты, чтобы этого не допустить. И хочет, чтобы Европа была заинтересована в транзите российского газа через Украину. Однако никому не нужна труба, через которую не будет перекачиваться газ, - отмечает в интервью польскому изданию Rzeczpospolita экономист и аналитик инвестиционной компании «Дрэгон кэпитал" Сергей Фурса.

В свою очередь, ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман считает, что газотранспортная система Украины останется прибыльной для страны лишь в том случае, если прокачивать через нее не менее 60 млрд кубометров «голубого топлива» газа в год. «Пока транзит в Европу составляет более 90 млрд.кубов, проблема сохранения и модернизации ГТС актуальна, - поясняет Гойхман. – Однако после ввода Северного потока - 2 транзит упадёт до 10-15 млрд. кубов. Если это произойдет, система станет убыточной».

Кроме того, как указывает эксперт, по расчетам «Газпрома» цена доставки газа из РФ в Европу через украинскую ГТС стоит в 1,5-2 раза дороже, чем через СП-2. «Последний действительно способен приблизить крах национальной ГТС. Проблемы Украины и её противостояние с Россией, безусловно, беспокоят Евросоюз, однако газ - важнее», - считает Гойхман.

Таким образом, образуется замкнутый круг. С одной стороны, ГТС Украины необходимы значительные инвестиции, иначе она в ближайшее время придет в полную негодность и станет нерентабельной.  С другой – модернизация системы весьма сомнительна, поскольку у Киева отсутствуют внутренние денежные резервы - предыдущие кредиты (в том числе, на восстановление ГТС) растрачены на другие цели или попросту разворованы украинскими властями.

Получается, что в сложившейся ситуации европейским компаниям куда более выгодно вложиться в новый энергопроект (Северный поток-2), который будет давать и газ, и доходы, нежели инвестировать в заведомо убыточную ГТС Украины. Так что Незалежная рискует лишиться статуса транзитера российского газа, причем – по собственной глупости.