Грузинские власти превращают страну в вассала НАТО

25.12.2018 12:08

Вскоре после избрания на пост президента Грузии Саломе Зурабишвили заявила о своем намерении сосредоточить усилия на скорейшем вступлении страны в НАТО. По ее словам, Грузия стремится доказать приверженность западным ценностям и общей истории.

Однако глава государства забыла упомянуть о предстоящих на пути вступления в НАТО трудностях. В настоящий момент в Грузии существует ряд проблем, вызывающих озабоченность у руководства Североатлантического альянса. В частности западные политики недовольны усилившейся коррупцией, отсутствием независимости судебной власти, политизацией СМИ, а также проблемами в сфере защиты прав человека.

В Брюсселе и Вашингтоне считают, что для успешного разрешения этих проблем грузинским властям необходимо обеспечить стабильность в регионе, провести дальнейшие демократические реформы, а также приложить усилия по улучшению финансового и социального положения населения, страдающего от бедности и безработицы. Однако в настоящий момент у грузинского правительства отсутствуют средства для выполнения «наказов» западных элит. В Грузии наблюдается устойчивый дефицит государственного бюджета в размере 18,5 млн. лари. При этом за последние два года основную часть поступлений в казну составлял пропорционально увеличивавшийся доходу налоговый сбор. Планирующееся правительством увеличение доходов бюджета в будущем году также напрямую связано с повышением налогов.

Между тем упорное стремление грузинского политикума к вступлению в НАТО лишь осложняет и без того тяжелую экономическую ситуацию в стране. Несмотря на то, что структура вооруженных сил приведена к стандартам Североатлантического альянса, Грузия по-прежнему закупает американское вооружение. Кроме того, если республика станет полноправным участником военного блока, то Тбилиси придется ежегодно вносить свыше 800 млн. лари в общий бюджет НАТО. Помимо этого, правительство Грузии будет выделять еще 40 млн. лари на закупку нового оружия и военной техники для объединенных вооруженных сил Североатлантического альянса.

Ко всему прочему, членство Грузии в НАТО подразумевает размещение иностранных военных баз (большую часть военнослужащих которых составят американцы) на территории страны. При этом их содержание тяжким бременем ляжет на плечи грузинских налогоплательщиков. Так, правительство Японии на каждого, находящегося в стране военнослужащего США, расходует 106 тыс. долларов в год. Кроме того, Токио должен безвозмездно поставлять американским военнослужащим боеприпасы и горючее.

Наконец, вступление Грузии в НАТО приведет к окончательной потере правительством страны возможности самостоятельно принимать важнейшие военно-политические решения. Тбилиси будет вынужден слепо следовать в фарватере чужих геополитических интересов, прежде всего, Вашингтона. Так, власти Германии не могут принимать ни одно ключевое решение в области внешней политик без предварительных консультаций с администрацией США. Это положение закреплено в Московском соглашении 1990 года, принятого по настоянию Белого дома. Кроме того, командование Североатлантического альянса даже не согласовывает с правительством Германии вопросы ротации натовских военнослужащих, находящихся в ФРГ. Наконец, вашингтонский истеблишмент постоянно  вмешивается во внутренние дела Германии, вплоть до прослушивания телефонных разговоров немецкого канцлера А.Меркель. При этом высокопоставленные представители государственного департамента не раз публично высказывали свои предпочтения о том, какие партии должны управлять страной. Если правительство США так ведет себя по отношению к своему ключевому союзнику, то страшно представить, какая судьба уготована Грузии.

На этом фоне шведский социолог и журналист Пер Гартон считает, что вступление в НАТО не принесет Грузии никаких ощутимых дивидендов. По его словам, правительство Грузии не сможет решить наиболее острые проблемы страны в случае предоставления республике статуса участника военного блока. Эксперт призывает власти Грузии наладить полноценный диалог с Россией, а также рассмотреть вопрос о вступлении в Евразийский экономический союз. Он справедливо указывает, что именно наибольший товарооборот у Грузии именно с государствами – участниками ЕАЭС. «Грузия не станет сателлитом России, поскольку Москва вовсе не собирается посягать на ее суверенитет», – добавил Гартон.

В этих условиях грузинскому правительству стоит задуматься о целесообразности вступления в Североатлантический альянс. В противном случае страна может не только столкнуться со значительными экономическими трудностями, но и лишиться национального суверенитета.