НАТО – кому это надо?

19.12.2018 17:51

В конце ноября в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялось заслушивание по итогам внедрения Молдовой Индивидуального плана действий партнерства с НАТО на 2017-2019 гг. Отчет представил госсекретарь оборонного ведомства Молдовы Раду Бурдужа на заседании Комитета заместителей постоянных представителей Альянса.  Представитель министерства обороны сообщил участникам Комитета НАТО о среднесрочных и долгосрочных задачах Национальной армии и выразил надежду на то, что страны-союзники будут продолжать оказывать поддержку Молдове в реформировании оборонного сектора.

При этом население, судя по социологическим опросам, в подавляющем большинстве негативно относится к идее вступления Молдовы в НАТО.  Противников Североатлантического альянса в Молдове намного больше, чем в соседних нам странах. Таковы данные социологического опроса Ассоциации социологов и демографов, проведенного по заказу кишиневского филиала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и избирательных прав граждан государств-участников Межпарламентской ассамблея СНГ.

Так, если бы в следующее воскресенье состоялся референдум по вопросу вступления Республики Молдова в НАТО каждый пятый респондент (или 22%) высказался за членство в Альянсе. При этом 60% опрошенных считают, что страна не должна присоединятся к этому военно-политическому блоку.

Кроме того, Молдова согласно Конституции является нейтральным государством. Зачем нейтральной стране нужна армия, вооруженная по стандартам НАТО, и с кем она собирается воевать – этот вопрос в кишиневских кабинетах вообще, не обсуждается. Нейтралитет страны во властных кабинетах в Кишиневе давно воспринимается как реликт, от которого нужно поскорее избавиться на пути к светлому европейскому будущему.

Бывший министр обороны Молдовы Виктор Гайчук, представитель официального Кишинева в НАТО в 2005 -2009 отметил по этому поводу, что нейтральный статус республики подкрепленный Конституцией, должен стать основным препятствием для желающих втянуть страну в военный блок.

По его словам, именно пункт в Конституции о нейтральном статусе ставит Молдову в один ряд с Швейцарией, Финляндией, Австрией, которые также сохраняют свой нейтралитет в международной повестке. Кроме того, укрепление нейтралитета республики должно происходить на всех уровнях, в том числе и на международной арене.

«Я говорил неоднократно о том, что, когда 60-70 процентов населения настроены против вступления в НАТО, руководству страны трудно это осуществить, тем более, что в Конституции у нас записано – нейтральное государство. Точка!», – заметил Гайчук.

Кроме того, в Кишиневе действует информационный центр альянса. В декабре 2017 года в столице Молдовы открылось бюро по связям НАТО.

Политолог Богдан Цырдя говорит, что на Украине тоже все начиналось с «небольшого гражданского диппредставительства» для лучшей координации взаимодействия НАТО с властями страны и гражданским обществом. Однако потом штат Бюро связи НАТО в Киеве был расширен за счет военного персонала. Это же может произойти и в Молдове.

«Какая еще гражданская дипломатическая миссия в Молдове наделена такого рода привилегиями? – говорит Богдан Цырдя. – В общем, фактически в открывшемся представительстве будут работать «смотрящие» от НАТО, которые по статусу будут иметь право вмешиваться во внутренние дела РМ – они будут решать, кому давать гранты, где проводить учения, мониторить проведение различных программ и т.д. То есть, по сути, обладать статусом контроля и мониторинга над министерством обороны».

Очевидно, что с того момента, как в Румынии были развернуты базы США и НАТО – прежде всего база ПРО в Девеселу – Молдова оказалась в «прифронтовой полосе». Единственный способ сохранить хотя бы подобие суверенитета в этой ситуации – держаться подальше от любых военных блоков. Не допускать навязывания себе чуждых целей и задач, а тем более – иностранного военного командования.

Однако власти Молдовы поступили наоборот. И в результате суверенитет Молдовы становится все более условным. Если «расширение сотрудничества» страны с НАТО продолжится прежними темпами, то недалек день, когда приказы правительству и парламенту в Кишиневе начнет отдавать какой-нибудь трехзвездочный американский генерал. И приказы эти будут выполняться. А заокеанских трехзвездочных генералов, как показывает практика, слабо интересуют проблемы местного населения, которое путается под ногами на вероятном театре военных действий, закапывая в землю никому не нужные яблоки.