США упорствуют в продвижении устаревших инициатив

14.12.2017 15:50

Политическому формату сотрудничества стран Центральной Азии с США «С5+1» исполнилось два года. Проект был создан в ноябре 2015 года во время поездки госсекретаря США Джона Керри по республикам региона. Основными его направлениями стали борьба с международным терроризмом и радикализацией местного населения, повышение конкурентоспособности бизнеса в Центральной Азии, создание транспортного коридора, развитие технологий в области энергетики и урегулирование экологических проблем.

Конкретные векторы взаимодействия удалось выработать только на второй встрече глав МИД государств-участников формата «С5+1» в 2016 году, но общая концепция и конечные цели проекта неясны. Кроме того, штаб-квартира объединения находится в госдепартаменте США в Вашингтоне, без региональных представительств, а встречи его участников носят эпизодический характер.

Инициатива Керри не такая уж и новая: она стала лишь продолжением начатой после распада СССР политики в отношении Центральноазиатских республик. С этого времени целью Вашингтона в регионе были добыча и экспорт углеводородов и как следствие – создание соответствующей инфраструктуры и обеспечение ее безопасности. Поэтому в 2011 году Госдепартамент приступил к реализации концепции «Новый Шёлковый путь».

Сегодняшняя американская инициатива «С5+1» больше выглядит как попытка показать политическому руководству стран региона, что Вашингтон не утратил заинтересованность в них, а также попытаться вытеснить Россию и Китай, основных инвесторов и партнеров государств Центральной Азии. К тому же само создание проекта в 2015 году на фоне общей геополитической нестабильности и осложнившихся отношений между Москвой и Вашингтоном – преднамеренный политический ход по перетягиванию в сферу своих интересов республик региона. Пробные попытки подобной стратегии на себе прочувствовала Киргизия в 2005 и 2010. Не исключено, что похожие сценарии повторятся в ближайшие годы в соседних странах. Например, в интернете и СМИ периодически появляются слухи о скорой отставке президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и возможной смене политического курса страны.

Позиционирование формата «С5+1» как инструмента для обеспечения региональной безопасности пока себя не оправдало. Ни Обама, ни Трамп не смогли урегулировать афганский конфликт. В отличие от своего предшественника Трамп увеличивает контингент в Афганистане, но проблема терроризма и угроза для соседних республик по-прежнему стоит очень остро. Кроме того, инициатива США – дублирование успешно существующих в регионе форматов взаимодействия (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС). Недавние примеры – общее заявление ОДКБ по Сирии и постоянные совместные тренировки военнослужащих стран-участниц этих организаций по ликвидации незаконных вооруженных формирований и предотвращению других актуальных угроз. Едва ли руководство государств Центральной Азии будет охотно вкладываться в американский проект при наличии куда более надежных и отлаженных партнерских связей.

По мнению центральноазиатских политологов, формат «С5+1» во многом носит символический и рекламный с точки зрения геополитики характер, призванный в очередной раз заявить США о своих притязаниях на регион. Между тем, американскую инициативу, пусть и устаревшую и несвоевременную для Центральной Азии, не стоит недооценивать. Одна из приоритетных задач Вашингтона – конкуренция с Москвой и Пекином, упрочение своих позиций и продвижение своих интересов. На примере Афганистана видно, что Трамп настроен довольно решительно. Однако агрессивная и конфронтационная политика Белого дома может привести к дестабилизации всего региона, если во главу угла будет ставиться не сохранение мира и предотвращение террористической угрозы, а передел сфер влияния.