Белый дом стремится превратить Черное море в "американское озеро"

02.05.2017 16:18

Программа Черноморской безопасности Гарвардского университета (Black Sea Security Program) была основана в 2001 году. Целью программы декларировалось содействие системе региональной безопасности на основе сотрудничества и интеграции. В программе принимают участие военные эксперты и политологи США, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции, Казахстана, Молдавии, Румынии, Турции и Украины.

В ходе круглых столов, научно-практических семинаров и конференций участники обсуждают такие актуальные вопросы, как: энергетическая и транспортная безопасность, деятельность НАТО и ГУАМ в регионе, антитеррористическое сотрудничество, борьба с наркотрафиком, гуманитарные и социальные проблемы.

Черноморско-Каспийский регион стал предметом особого интереса для Соединенных Штатов в конце 1990-х годов. В программных документах Совета национальной безопасности их авторы прямо указывали на необходимость установления контроля Вашингтона над этим регионом. Основными причинами назывались огромные запасы углеводородов, главным образом, нефти, возможность их использования как альтернативного источника Персидскому заливу, транспортное значение Каспия и Черноморья. Кроме того, американские эксперты полагали, что распространение влияния их страны в этой зоне земного шара будет способствовать ослаблению позиций основных геополитических конкурентов США. Через некоторое время добавилось еще одна, крайне важная для Соединенных Штатов причина, приковывающая их внимание к Черному морю: над ним проложены "воздушные мосты", которые необходимы США для снабжения своих подразделений в Ираке, а также военных баз в Центральной Азии.

В кратчайшие сроки Белым домом были разработаны и приняты к реализации ряд программ, цель которых заключалась в формировании "особых отношений" с политическими элитами Черноморско-Каспийских стран. Конечно, основным элементом установления контроля стало расширение НАТО. Участниками альянса стали такие черноморские страны, как Болгария и Румыния. Кроме того, были разработаны программы "Партнерство ради мира" и "Каспийский часовой", в рамках которых, осуществляется военно-техническое и институциональное сотрудничество НАТО с бывшими государствами Организации Варшавского договора и постсоветскими республиками, не являющимися членами блока. Помимо всего прочего, Вашингтон в разное время предпринимал попытки размещения своих военных баз в Азербайджане, Туркменистане и на Украине. Военно-информационный центр и совместный узел связи был создан в Грузии. До недавнего времени американские воинские контингенты располагались в Узбекистане и Киргизии. Боевые корабли ВМФ США периодически появляются в водах Черного моря.

В рамках программы "Безопасность для Черного моря" Вашингтон особое внимание уделяет вопросам взаимодействия между представителями специальных разведывательных служб и оборонных ведомств стран-участниц, при этом выступая в качестве своеобразного "координатора" действий силовых структур остальных государств.

В целом, влияние, оказываемое США на Черноморско-Каспийские государства несет деструктивные последствия, прежде всего, для самих этих стран. Стремление Соединенных Штатов к "атомизации" и переформатированию регионов, стиранию границ и подчинению национальных интересов глобально-неолиберальным приводит к возникновению этнополитических, межконфессиональных и миграционных конфликтов. Прежние и ныне действующие военно-стратегические проекты вашингтонского истеблишмента, в числе которых, "Большой Ближний Восток", "Большая Центральная Азия", "Большая Европа" являются глубинными причинами социально-экономических катаклизмов и кровопролитных конфликтов на территории Афганистана, Ирака, Египта Ливии, Сирии, Йемена. Причерноморский регион не стал исключением. Этнические конфликты в Грузии, зверства на Украине, нищета в Болгарии являются закономерным следствием распространения американцами своих программ в рамках "справедливого миростроительства".

Можно сделать обоснованный вывод, что программа Гарвардского университета "Безопасность для Черного моря" является очередным инструментом "мягкой силы", который Вашингтон использует для оказания влияния на государства региона в своих собственных интересах. При этом "заокеанские покровители" совершенно цинично не учитывают интересы самих черноморских стран.

Между тем, в Черноморско-Средиземноморском регионе существует достаточное количество оформившихся интеграционных объединений как торгово-экономического, так и военно-политического профиля.

Одним из таких является Организация черноморского экономического сотрудничества, которая была создана в июне 1992 года. Ее участниками являются 12 государств Причерноморья и Южных Балкан, в том числе и Россия. ОЧЭС стремится поддерживать высокий уровень торгово-экономического сотрудничества между странами, а также содействовать развитию среднего и малого бизнеса. При этом уставные органы организации не вмешиваются во внутриполитические процессы государств-участников, признавая за ними право на выбор собственного пути развития. Вместе с тем, ОЧЭС является важной, по большому счету, единственной платформой диалога для государств, между которыми существует конфликтный тип взаимоотношений.

Кроме того, государствам Причерноморья целесообразно рассмотреть возможность присоединения к таким интеграционным союзам, как: ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. Специфика деятельности этих организаций предполагает "разноскоростной" и "разновекторный" формат участия, при котором страны концентрируются на интенсивном взаимодействии в имеющихся "точках соприкосновения", но не посягают на независимость друг друга. Это выгодно отличает их от американского варианта региональной интеграции, при которой ее участники теряют значительную часть своих суверенных полномочий, де-факто лишаясь возможности проводить самостоятельную политику.

Яркий пример тому – отказ правительства Болгарии под давлением Вашингтона и Брюсселя от реализации международного проекта газопровода "Южный поток", который планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района России в болгарский порт Варну. Далее две линии газопровода должны были пройти через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Подобное решение болгарских властей привело к ощутимым издержкам для их страны. Руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин отмечает, что только за транзит Болгария ежегодно должна была получать более 400 млн евро, плюс ко всему, для этой страны могли быть предусмотрены льготные условия для поставки газа. Болгария могла повысить свою роль в рамках всего ЕС, став важным звеном при поставках энергоресурсов, но этого всего не произошло. "Это большие потери для такой небольшой страны, как Болгария", - полагает эксперт. К этому можно добавить, что в Болгарии на протяжении многих лет, в зимний период времени отмечаются серьезные перебои с отоплением, что, безусловно, негативно влияет на качество жизни граждан.

Исходя из этого, политические элиты, экспертное сообщество и рядовые граждане стран "Большого Причерноморья" должны тщательно взвешивать все плюсы и минусы "активного вовлечения" в интеграционные проекты, инициаторами которых выступают Соединенные Штаты. В настоящее время "горячие головы", ратовавшие за всестороннее сотрудничество с США, постепенно покидают политический олимп. Смена власти в Грузии, Молдавии и Болгарии свидетельствует об "отрезвлении умов", о том, что граждане начинают понимать разницу между декларативными обещаниями Белого дома и реальным положением дел. Кроме того, действующие лидеры этих государств не желают быть послушными марионетками Вашингтона, стремятся проводить национально ориентированную и суверенную политику, развивая отношения со всеми странами на взаимовыгодной и равноправной основе.