Что Россия и США делают в Закавказье?

12.04.2017 18:48

Безусловно, нагорно-карабахская трагедия является общей болью российского, армянского и азербайджанского народов, связанных общими историческими и культурными узами. Россия прилагает серьезные усилия по урегулированию конфликта, по сути, оставшись единственным посредником в переговорах между Ереваном и Баку. С начала 1990-х годов Москва стала активным участником многостороннего переговорного процесса по нормализации ситуации в Нагорном Карабахе. Именно при содействии России был выработан механизм деятельности Минской группы ОБСЕ, подписаны многосторонние соглашения, призванные прекратить кровопролитие. Кремль также инициировал создание трехстороннего формата регулярных переговоров с участием президентов, глав военных и внешнеполитических ведомств России, Армении и Азербайджана.

При этом посреднические усилия Кремля по разрешению конфликта в Нагорном Карабахе резко контрастируют с пассивной позицией недавно ушедшей администрации Обамы и неопределенностью позиции команды Трампа. Ко всему прочему, нынешний президент Франции Франсуа Олланд фактически устранился от выполнении роли сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Например, реакция Олланда на вооруженные столкновения в Нагорно-Карабахской Республике в апреле 2016 года последовала только в начале следующего года. Фактически негативные последствия "Четырехдневной войны" была устранены благодаря прямому вмешательству Владимира Путина, который способствовал организации диалога между президентами Армении и Азербайджана, состоявшегося в июне 2016 года.

В связи с этим стремление Вашингтона к минимизации роли России в разрешении карабахского конфликта выглядит, по меньшей мере, абсурдным и неубедительным. Это обстоятельство признают даже западные политологи. Подобное мнение разделяет член американского Совета по международным отношениям, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Кери Кавано, который в специальном докладе заявил о необходимости поддержания режима прекращения огня с опорой на инициативу России по прямым переговорам с военным руководством сторон.

Представляется неоспоримым, что Россия больше остальных ключевых участников в мировой политике заинтересована в скорейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Армяно-азербайджанская граница – важный участок в Южнокавказском регионе, любой военный конфликт в котором крайне невыгоден Москве. Поскольку это приведет к возникновению очага напряженности в непосредственной близости от российского Северного Кавказа, что может привести к негативным последствиям для России.

Помимо этого, нагорно-карабахский конфликт – существенная преграда в реализации евразийских интеграционных проектов, что Кремль считает основным направлением своей внешнеполитической деятельности. Обострение ситуации в Нагорном Карабахе создаст угрозу полноценному сотрудничеству России с Арменией и Азербайджаном, которое находится на высоком уровне.

Россия – основной экономический партнер Армении, ее доля во внешнем торговом балансе республики составляет около 24%. Прямые инвестиции из России в Армению превышают 3,5 млрд долларов, что составляет более 40% от всех иностранных инвестиций. Вступление Армении в ЕАЭС при активной поддержке Москвы привело к позитивным последствиям для Еревана, которому предоставлены благоприятные условия для экспорта товаров в Россию, Казахстан и Белоруссию. Кроме того, цена российского газа для Армении существенно ниже общемировой. В сфере военного сотрудничества Россия и Армения вышли на новую траекторию взаимодействия. В ноябре 2016 года Москва и Ереван создали объединенную группировку войск, призванную обеспечить безопасность обеих стран. По оценке Сэмюэля Рамани, сотрудника Оксфордского университета, Москва в 2017 году предоставила Армении кредит на покупку оружия в размере 200 млн долларов. Все это является важнейшим шагом к объединению военных потенциалов двух государств.

Азербайджан также является значимым экономическим партнером России. Прямые российские инвестиции в экономику Азербайджана составляют более 3 млрд долларов, а общий объем товарооборота между двумя странами превышает 4 млрд долларов. Россия готова способствовать интеграции Азербайджана в Евразийский экономический союз в случае наличия такого стремления у азербайджанской стороны.

Москва и Баку активно взаимодействуют и в военной сфере. За последние годы Азербайджан получил из России танки Т-72, бронетранспортеры БТР-80А, многоцелевые вертолеты Ка-32 и Ми-17В-5. Стороны договорились о поставке противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э" и вертолетов Ка-32ПС.

В случае же разрешения нагорно-карабахского конфликта вероятна репатриация беженцев и вынужденных переселенцев, открытие границ и восстановление торгово-экономических связей в рамках евразийского интеграционного пространства, что выгодно всем заинтересованным сторонам.

Очевидно, к таковым не относятся США, которые стремятся к расширению своего влияния и прорабатывают возможность создания плацдарма для размещения воинской группировки вблизи российских границ. Для чего им, собственно, и необходима дестабилизация обстановки в Закавказье, поскольку именно это будет поводом для активного вмешательства в целях якобы урегулирования конфликта и дальнейшей "демократизации" стран региона. Ранее подобные прецеденты приводили к самым печальным последствиям для стран, испытавших на себе "американское покровительство". В частности, Грузия, следовавшая проамериканскому курсу, в целях скорейшего вступления в НАТО попыталась вооруженным путем разрешить этнополитические конфликты в Абхазии и Южной Осетии, что привело к утрате пятой части территории и фактическому распаду страны в ее прежних границах. Кроме того, грузинские власти, выполняя "указания" американских советников по борьбе с взяточничеством, погрязли в элитарной коррупции и непотизме. Очевидно и другое: Вашингтон просто не в состоянии поддерживать стабильность в тех странах, где при активном американском содействии к власти пришли "демократические" режимы (Ливия, Афганистан, Ирак).